Имена и женские образы в русской литературе

(фрагменты глав книги)

Е.А. Колесникова, Уфа



Исследование посвящено именно художественным образам - характеров реальных людей мы касаться не будем. Но эта книга, несомненно, позволит больше узнать об именах вообще. Ведь литературные персонажи гораздо более типичны, чем люди, и к тому же они рождаются уже «готовыми», определившимися, и имя подбирается автором соответственно их типу (а может, и наоборот - кто знает). Совершенно очевидно, что у каждого имени есть свое «амплуа»: внешность, социальное происхождение, характер, роль персонажа в книге, то, как складывается в итоге его судьба и даже возраст - есть имена старушечьи, детские и т.д.

Литература, кино и даже телесериалы дают богатый материал для изучения имен. Причем, что интересно, имена, распространенные во всех европейских странах, звуча более менее сходно на всех языках, придают персонажам и похожие характеры. Можно заметить, что, скажем, Елена (Элен, Хелен) часто представляет тип «роковой женщины», привлекательной, но опасной, Катерина (Катарина, Катрин, Кэтрин) имеет сильный характер, а герой по имени Майкл просто не может оказаться  плохим человеком. Иногда авторы пытаются ввести необычное имя, единственное в своем роде, чтобы и герой, и книга запомнились и стали тоже единственными. Бывает, что это им удается, и тогда имя настолько прирастает к персонажу, что в жизни люди перестают его давать своим детям, особенно если судьба героя трагична. Яркий пример – трагедии Шекспира: кому захочется зваться Дездемоной? К тому же книжный образ может просто затмить обычного человека. Читатели обожают Шерлока Холмса или Скарлетт О’Хара, но их имена остаются очень редкими.

Конечно, в сериалах, детективах или дамских романах характеры не совсем настоящие, просто схема, тип. Но классика – дело другое. Здесь можно найти прекрасный психологический портрет и увидеть всю историю жизни героя. Даже эпизодические лица имеют значение и бывают очень выразительны.

Первой героиней нашего исследования будет Мария. Вызвано это наибольшей распространенностью этого имени в XIX в. как в литературе, так, видимо, и в жизни, как у простого народа, так и в благородных семьях. Вот примерная десятка женских имен, наиболее часто встречающихся в русской классической литературе:

1) Мария

2) Анна

3)  Екатерина

4) Елизавета и Софья

5) Наталья

6) Ольга и Елена

7) Вера и Варвара

8) Александра

9) Татьяна

10) Любовь.

Далее идут Анастасия, Надежда и Лидия, затем – Нина, Зинаида, Полина и Юлия.  Оставшиеся имена встречаются гораздо реже. Но это отсутствие разнообразия не так уж и заметно - ведь эти имена были самыми любимыми, от них можно образовать множество сокращений и вариантов, даже отчество вносит разные оттенки, а если нужно что-то особенное, ничто не помешает ввести в повествование какую-нибудь «Голендуху Парамоновну». Итак, начнем рассмотрение литературных типов именно в том порядке, который у нас получился - по частоте употребления. И первой с полным правом будет Мария - имя, несомненно, самое любимое в те времена, имя, ставшее народным не только в России, но и во всех европейских странах.



МАРИЯ



Героиней этого романа, само собой

разумеется, была Маша.

Л.Н. Толстой. Отрочество.



Маши, Марьи, Мани и Маруси прямо-таки наполняют русскую литературу. Что представляется взору, когда мы произносим «Маша»? Конечно, молодая девушка с ясным спокойным взглядом, с косой, пожалуй, в деревне, скромная и разумного поведения, и в конце романа непременно выходит замуж. А из авторов скорее всего в первую очередь вспомнится Пушкин: «Не бойся, Маша, я Дубровский».

Создав такой портрет, мы будем совершенно правы: наибольшее число главных героинь с именем Мария - именно девушки, по ходу действия выходящие замуж. Дальнейшая их жизнь может быть либо показана в романе, либо нет. Маши же, изначально являющиеся замужними молодыми женщинами, или девицы, которые так и остаются в девицах, появляются в качестве главных героинь гораздо реже. Пожилые Марьи Ивановны и Марьи Дмитриевны часто играют роль матерей главных героев, и обычно это не очень хорошие матери. Много и детей с этим именем, разумеется, они не центральные персонажи, но тоже заслуживают внимания.

Девушке Маше присущи детские черты, как внешние, так и внутренние. В ее облике чувствуется свежесть и чистота, даже наивность, у нее прямой и ясный взгляд, есть что-то детское в выражении лица, манерах и поведении. Но более всего это сказывается в отношении к ней окружающих. Особенно характерны отношения Маши с родителями. Она - их дитя, и до поры до времени это ее главное предназначение, которое она выполняет безупречно. Маши послушны, не причиняют забот и огорчений, почтительны и очень привязаны к родителям, которые являются для них высшей властью, защитой, всем их миром  и, разумеется, сами души в них не чают. Неизвестно, есть ли между ними духовный контакт, взаимопонимание, так как Маши вообще сдержанны и не очень разговорчивы, но любовь родителей и дочери обычно обоюдна. Эти искренние чувства помогают девушкам переносить уединенную, порой скучную жизнь в родительском доме, обычно в деревне, в глуши, и быть всем довольными и спокойными, не желая ничего другого, хотя жизнь эта не всегда легка. «Отец любил ее до безумия, но обходился с нею... то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением» (А.С. Пушкин, Дубровский). Видно, что порой родители держат Маш весьма строго.

И вот Маша становится невестой, а это второе и основное ее предназначение. Это, разумеется, участь любой девицы, особенно XIX века. Но именно для Маши состояние невесты является временем ее расцвета, ролью, которая ей более всех идет и признается за нею всеми окружающими. Настоящая Маша не останется без женихов, даже никуда не выезжая и ведя замкнутый образ жизни в каких-нибудь отдаленных местах, как часто с ней и бывает. К княжне Марье Болконской постоянно кто-то сватается, хотя она, как мы помним, некрасива. Богатство? Да, конечно, но вот совершенно бесприданная Маша Миронова, живущая к тому же в далекой крепости в степях – и ее добиваются сразу двое, из-за нее разыгрывается борьба не на жизнь, а на смерть. «Да она была там единственной девушкой», - возразите вы. Что ж, вот девицы, имеющие сестер: Мари Ступицына (А.Ф. Писемский, Брак по страсти) или Манюся (А.П. Чехов, Учитель словесности), и все равно желанные невесты – именно они, а не их сестры. Да, сестрицы Мари совсем некрасивые, нелюбимые матерью и унылого нрава, но сестра Манюси Варя  красивее ее, уверена, что выйдет замуж – а замуж выходит младшая. Что же тут поделать, если она Маша! Видимо, Маши-невесты в глазах мужчин представляют ценность сами по себе, независимо от каких-то качеств, по которым можно выбирать.

Но женихи женихами, а что же ее собственные чувства? Ведь в XIX веке любовь и брак – вещи часто несовместимые, даже противоположные. Но у Маши в личной жизни как раз все в порядке. Этих героинь практически невозможно представить страдающими от безответной любви. Правда, есть категория девиц с искаженным именем, с ними такое может случиться, но это особый случай. У настоящей же Маши любовь всегда взаимна, и по любви она, как правило, и выходит замуж к радости читателя – правда, после череды несчастий и злоключений.

Несчастья литературной Марии чаще всего заключаются именно в разлуке с любимым по вине родителей. Соединение двух ее ролей вместе не сулит ничего хорошего. Как невесту, ее, разумеется, нужно получше пристроить, а как ребенком, ею можно распорядиться полностью по своему усмотрению. А бывает и так: «И к чему ей выходить замуж? ... И разве не живут в девках? Еще счастливее!» - это мысли старого князя Болконского из романа «Война и мир». И вот родительский произвол достигает совей вершины, и Машам приходится страдать. Но обычно все преграды преодолеваются, роман заканчивается благополучно благодаря присущей Маше твердости и решительности, и она с успехом реализует свое предназначение невесты.

За что же ее все так любят? Оказывается, Марии обладают какой-то безусловной привлекательностью, даже не будучи совершенными красавицами, хотя, как правило, Маша красива. Но ее лицо не из числа редких, необычных или загадочных – красота ее естественная, обыкновенная, видная и понятая всем. Детали портрета часто вовсе опускаются. «Маша пришла в совершенный возраст и была прекрасна, как майский день; молодые люди за нею бегали...» Это описание героини повести А. Погорельского «Лафертовская маковница». Далее видим, что единственная подробность ее облика – «длинная темно-русая коса». Другие характерные признаки внешности Марии - правильные, часто крупные черты лица, большие ясные глаза, сильная, женственная, иногда полная фигура, постоянно подчеркивается ее хорошее здоровье. Косы, вообще роскошные густые волосы - одна из главных примет Маши, ее лучшее украшение.



Никогда она сильно не разгорится румянцем… не вскрикнет, не бросится к тебе, не заплачет громко, не станет танцевать до упаду, не рассердится до ссоры.

Марко Вовчок. Три доли.



Характер Марии раскрывается окружающим далеко не сразу, его не видно на первый взгляд, словно и нет вовсе, так как обычно она сдержанна в выражении чувств и не очень разговорчива. Даже самые близкие люди могут о ней ничего не знать, она долго остается для них загадкой, непонятно, о чем она думает. Она кажется всегда ровной, спокойной, приветливой, от этого сдержанного и послушного существа не ожидают ничего особенного, но когда придет время, Маша покажет себя.

-

В трудной жизненной ситуации Маши не теряются, наоборот, здесь даже самые на вид тихие и кроткие из них показывают свой настоящий характер и могут совершить большой, решительный поступок. Можно вспомнить «капитанскую дочку» Машу Миронову, которая поехала к императрице просить справедливости для своего жениха, или Машу из «Петербургских трущоб» В.В. Крестовского – она спасла Ваню от разбойничьей шайки. «В эту минуту она была замечательно хороша собой: гнев и волнение придали ей оттенок… восторженной энергии и решительной воли…» Правда, те, кто видели сериал  «Петербургские тайны», напрасно будут пытаться вспомнить этот эпизод, роман очень отличается от фильма. Так же проявляет себя кроткая княжна Марья Болконская: в войну, потеряв отца, она удивляет всех «твердостью духа и деятельностью».

-

Мария – широкая натура, требующая деятельности, ей, видимо, было тесно в рамках обычной жизни женщины того времени. Чисто дамские таланты у Маш проявляются редко: они не любят шить и вышивать, как и вообще не имеют страсти к нарядам, не играют на фортепьяно, не рисуют и не пишут стихов. Зато Мария вполне может работать в саду, сажать цветы, не боясь испачкать землей руки, или даже собственноручно вбивать в стену гвозди, как Марианна (И.С. Тургенев, Новь) – и это при том, что рядом с ней находится молодой человек. Вот вам и тургеневская девушка! Марии - женщины практичные и «с большим запасом здравого смысла», умеют вести дом, распоряжаться имением и даже занимаются тем, что сейчас бы назвали бизнесом, как Марья Николаевна Полозова. Здесь супруги словно поменялись местами: муж ездит покупать украшения, а жена заключает крупные сделки. Такая же деловая женщина - Марья Ивановна из романа К.М. Станюковича «Жрецы», избравшая профессию врача, выучившаяся в Париже и надеющаяся на хорошую практику. И даже Марью Алексеевну, злодейку-мать Веры Павловны (Н.Г. Чернышевский, Что делать?) автор сравнивает с Наполеоном за ее стратегические планы. Много среди литературных Маш и революционерок, в этом они сравнимы разве что с Верами.

-

К любви Мария, как и к жизни вообще, относится очень серьезно. Для нее мимолетные романы, флирт ради развлечения – вещь невозможная. Такое поведение вызывает и соответствующее отношение окружающих и требует от мужчины быть с ней честным.: «…почему-то он боялся Марьянки и ни за что бы не решился сказать ей слово шуточной любви». Сама Мария в любви, как и во всем, непосредственна, честна и открыта. К тому же она еще и решительна и часто первая делает шаг навстречу герою – Марии ничего не стоит самой признаться в любви.

Как правило, история любви Марии проста и обыкновенна – она и ее избранник постепенно узнают друг друга, разговаривают по душам, все более сближаются, и медленно, но верно дело идет к свадьбе. Это любовь не роковая, а тихая, заботливая, самоотверженная. Она не станет мучить мужчину, терзать его сомнениями, испытывать свою власть над ним. Супружеская жизнь обычно складывается хорошо. В отношениях с любимым человеком Маше, как существу, живущему не рассудком, а сердцем, важно доверие и понимание. Без этого она страдает: «…он наказывал меня только тем, что не отдавал мне всего себя, всей своей души, как прежде…» (Л.Н. Толстой, Семейное счастие). Если же это есть, все в порядке. Муж ее обожает, балует, старается дать ей все самое лучшее, и все любуются прекрасной парой «счастливых, довольных собою и всеми голубков».

Бывает, что Мария встречается с разочарованием в предмете своей любви, и тут она снова показывает свою честность и силу характера. Неважно, замужем она или нет, но, разглядев ясно такого недостойного человека, она не боится признаться в своем разочаровании себе и ему и не остается с ним более. Даже если Мария оказалась замужем без любви, ее невозможно представить в ситуации Анны Карениной, она не будет жить в доме нелюбимого мужа в неопределенном положении и скрывать от него свой роман. Если такое и случится, она просто уйдет: «Я решилась на одно: скрываться – это только тянуть время; …я ему скажу все откровенно. Он меня, конечно, прогонит, и я тогда приду к тебе». Это говорит Марья Николаевна Корбиева из очерка А.Ф. Писемского «Красавец», и, разумеется, она выполнила свое намерение.

-

Имя девушки из высшего общества могло быть переделано на иностранный манер, английский или французский. Англизированное имя (Мери, Мисси) сильно убавляет энергию Марии. Примеры - Мисси Корчагина (Л.Н. Толстой, Воскресение), всем известная лермонтовская княжна Мери  и еще некоторые, не столь известные. У этих героинь появляются, правда, светский такт и порода, остроумие, изысканность наряда и манер, способность к изящному рукоделию, прозрачные ручки и «сухощавые» ножки, платья, безупречно обтягивающие тонкую талию. Но исчезает сила, решительность, естественность сменяется ненатуральностью. Лишь изредка, при чрезвычайных обстоятельствах в них может ненадолго проявиться вся прекрасная, сильная сущность Марии, обычно же от нее остается только легкий след. Везет таким девушкам в жизни гораздо меньше. Они могут быть невестами, но замуж почему-то так и не выходят, их роман остается незавершенным. Всем этим Мери словно бы чего-то не хватает - они умны, красивы, богаты, очаровательны и вроде даже нравятся своему избраннику, но нет самого главного – их не любят. А одна из них сама не хочет любить, заранее разочарованная молодыми людьми своего круга и в конце книги намеренно выходит замуж по расчету.

Французские варианты имени: Мари, Mariette, Marion такого влияния не оказывают. Напротив, их обладательницы милые, веселые, кокетливые, чрезвычайно уверены в своей привлекательности, и судьба их складывается удачно. Правда, при этом они лишаются внутренней силы и глубины настоящей Маши.

-

В пожилых Марьях (совсем старушек среди них мало) редко присутствуют прекрасные качества молодой Маши. Они уже никуда не стремятся из обычного круга своей жизни и сами становятся совершенно обычными, заурядными, взгляды их ограничены общепринятыми традициями, через которые уже невозможно переступить: «у ней, кажется, проведена в голове строгая черта, за которую ум не переходил никогда». Мы видим женщину совершенно приземленную, практичную, со здравым смыслом, но лишенную глубины и мудрости. При этом она ужасно любит всех поучать и наставлять. Нрав Марии и раньше трудно было назвать веселым, теперь она и вовсе стала вечно недовольной, кислой и раздражительной, готова по пустякам сердиться или жаловаться. Положительные примеры редки: Марья Дмитриевна Ахросимова (Л.Н. Толстой, Война и мир) с ее гостеприимством и стремлением всем говорить правду в глаза или Марья Егоровна Викентьева (И.А. Гончаров, Обрыв), вечно бранящаяся со своим сыном, но только для вида, а в сущности - прекрасная мать. Но такое благополучие – исключение.

Правда, не совсем верно рассматривать характеры этих пожилых дам как продолжение образа Маши, они совершенно отдельная категория персонажей. Переход от молодости к зрелости в романах не показывается, и как они стали такими, неизвестно. Если же исходить от изначальных свойств характера Маши и исключить влияния, присущие жизни XIX в., можно признать, что он чрезвычайно удачен и дает ей все возможности, чтобы быть счастливой. Итак, Мария – одно из самых благоприятных имен, оно – на все времена, и его обладательница всегда найдет свою дорогу и займет свое место в жизни.

АННА


Литературная Анна имеет дурную репутацию. По крайней мере, в русской классике это имя ассоциируется, во-первых, с несчастной судьбой, во-вторых, с супружеской изменой. Разумеется, это заслуга Анны Карениной – пожалуй, центрального образа женщины по имени Анна, настолько живого, яркого и полно обрисованного, что другие Анны слегка затмеваются ею, и их так и приходится рассматривать в ее тени. Могу утешить – не все они так уж несчастны. А образ женщины, изменяющей мужу и за это наказанной, пришел, видимо, из европейской легенды о Дон Жуане, которую мы лучше всего знаем в пушкинском варианте («Каменный гость»). Причем та донна Анна была вдовой, и все равно любовь ее выглядит как измена и даже преступление, не принеся ей ничего хорошего. И с тех пор судьба литературных Анн складывается более или менее сходно. Почему им не везет в любви? Почему они несчастливы в замужестве?

Задача почти детективная, и разгадкой ее стоит заняться. Попробуем же выяснить причину печальной истории жизни Анны и отыскать ключ к ее характеру. Может быть, в ней самой все и кроется? Что же касается настоящих Анн, им не стоит бояться, что имя принесет несчастную судьбу. Прежде всего, сейчас двадцать первый век, и вы не попадетесь в те ловушки, которые расставляла для очаровательных литературных героинь их давно ушедшая эпоха. И, кроме того, не всегда ваше имя вам соответствует, не всегда описание характера попадает в точку, как, впрочем, и знак зодиака. Вам просто может подойти совсем другое имя, и многие это чувствуют. Так что черты типичной Анны или Марии могут найти в себе люди с совершенно другими именами. Это интересно и поможет лучше узнать себя.

Итак, Анна. Ее имя звучит в романах чаще всего неизмененным, полным, без сокращений, во всей своей красе и звучности, и ничуть не проигрывает, когда сопровождается отчеством. Так величественно – полным именем и по отчеству – более принято называть даму, чем девушку. И в основном литературные Анны – дамы, то есть замужние женщины. Кроме Анны Карениной, есть еще чеховские «Анна на шее», «Дама с собачкой» и другие (вообще это, кажется, одно из самых любимых имен Чехова, наряду с Ольгой), великолепная Анна Сергеевна Одинцова из романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, комическое лицо - жена городничего из «Ревизора» и еще многие, не менее яркие, но в произведениях не столь читаемых авторов. И в огромном количестве Аннами зовут в книгах пожилых дам и старух, начиная с графини Анны Федотовны - «Пиковой дамы» Пушкина. Детей же среди них мало. Видимо, не детское это имя.

Если мы все же обратим взгляд к детям и молодым девушкам по имени Анна, чтобы лучше понять основную категорию Анн – замужних дам, то увидим, что первые и вторые могут очень сильно отличаться друг от друга.

-

Юные Анны – действительно странные и, пожалуй, несчастные существа, к которым испытываешь жалость. Они неловки, дики и порывисты, не умеют держать себя в обществе, чересчур серьезны, совсем не веселые, порой даже угрюмые. Для окружающих они – загадка, их мысли скрыты от всех и едва ли понятны даже им самим. Они могут много читать, обычно что-нибудь романтическое, и видеть мир не совсем реальным, а увлекаться прекрасными фантазиями. Кроме того, они часто болезненно самолюбивы и очень чувствительны к оценке окружающих. Почему они такие?  Причина, разумеется, в семье. Нет у Анны в детстве того благополучия и родительского обожания, каким обласкана Маша. Очень часто она сирота и воспитывается у какой-нибудь тетки или бабки. Кроме сиротства и отсутствия родительской любви, типичная черта детства и юности Анны - бедность, и как следствие, Анны ничему не выучены и плохо одеты, что их ужасно мучит.

Если же девушку еще и никуда не вывозят, запирая дома, особенно в деревне, где некуда пойти, это совсем невыносимо. Анна – это не Маша, которой и в деревне хорошо. Она должна видеть людей, а главное, люди должны видеть ее и оценить по достоинству. Общество, веселье, наряды и особенно любовь и восхищение – вот вещи, необходимые для Анны. Лишенная же всего этого, она неизбежно стремится из дома прочь. А какой был обыкновенный способ для девушки вырваться из родительского дома? Видимо, вот так Анны и выходят замуж – для них это способ получить все то, что для них так важно, и обрести свою настоящую сущность. Ведь их облик полностью раскрывается как раз в свете, на людях, в модном наряде и веселом разговоре, а такую возможность им дает именно замужество, причем замужество богатое.

-

И вот мы видим прелестную Анну Петровну, или Павловну, или Николаевну в расцвете ее красоты и пользующуюся всеми преимуществами положения дамы. Теперь она прекрасно одета, весела, имеет достаточно свободы, чтобы танцевать на балах, ездить на вечера и в театры, короче, быть постоянно в обществе, где все от нее в восхищении.

Привлекательность ее не в одной внешности. Есть что-то еще, сразу бросающееся в глаза и привлекающее к Анне все сердца, какое-то «неотразимое, бьющее впечатление». Она очаровывает даже под маской. Она изящна, элегантна, у нее легкая походка и прелестные, грациозные движения. Она может быть удивительно обаятельна, или в ней может быть «соединение наивности и отсутствия всего условного со свежей красотой», или «ласковая и мягкая сила» и «достоинство… осанки». Лицо Анны светится оживлением, нежностью, оно изменчиво, задорно, приветливо, ее образ проникает в душу и заставляет полюбить с первого взгляда, хотя потом человек не может «определить, что собственно в ней было такого необыкновенного».

Это очарование и удивительная внутренняя энергия делают Анну центром общества, она притягивает, собирает всех вокруг себя и, получая от этого удовольствие сама, дарит радость и другим. Не удивительно, таким образом, что светская жизнь – ее стихия и предназначение, и стоит ей начать эту жизнь, как она уже не может без этого: «Она уже поняла, что она создана исключительно для этой шумной, блестящей, смеющейся жизни с музыкой, танцами, поклонниками…» Ее личные качества подходят для этого как нельзя лучше: веселость, подвижность, склонность к неглубокому, легкому разговору и вечное желание нравиться.

-

…мы с вами, благоразумные люди, и представить себе не можем, как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства…

И.С. Тургенев. Ася.



Главная черта Анны, ее сущность – чувствительность. Героини с этим именем – одни из самых эмоциональных и самых женственных. Они легко плачут, смеются, краснеют от смущения. Их внутренняя жизнь определяется не мыслями – думать они вообще не любят - а ощущениями, впечатлениями, и каждое захватывает ее быстро и полностью, потом так же полностью сменяясь другим. Анны прямо-таки жадны к новым впечатлениям, а после им просто необходимо ими поделиться, рассказать все до мелочей. Тонкость ощущения, присущая Анне, просто незаменима для светской жизни. Именно это помогает ей воспринимать людей и общество, улавливая без слов настроение, носящееся в воздухе, истинное отношение людей друг к другу и к ней самой. Никто лучше ее не владеет этим светским искусством разговора, когда говорится одно, а имеется в виду другое, угадываемое в полунамеках, улыбке, взгляде и так далее. Эта игра удается Анне в совершенстве и доставляет ей огромное удовольствие, как и всякая загадочность и таинственность. Она не лишена актерских способностей – может принять на себя какую-то роль, впрочем, почти искренно, лишь слегка преувеличив свои истинные чувства, может принимать красивые, выигрышные позы, может придать лицу нужное выражение, а голосу - нужные интонации.

-

Какие мужчины нравятся Анне? Те, которые нравятся всем - здесь ее вкус не оригинален. Ее избранник прежде всего молод, красив, любезен и сам уверен в собственной неотразимости, умеет отлично танцевать и красиво говорить. Она ценит именно качества галантного кавалера, которые сулят весело и приятно провести время - те, которых так не хватает ее солидному мужу. Ее пленяет внешность, шик, блеск, манеры, да еще красноречие. Почему-то она верит любым увлекательным речам, прямо-таки заслушиваясь ими. Пусть он не настоящий герой – она видит его таким. Но бывает, что прекрасные человеческие качества и даже истинные глубокие чувства могут остаться для нее незамеченными, если они не облечены в красивые слова.

К сожалению, из-за своей впечатлительности, поверхностности и предпочтения совершенно несерьезных мужских качеств Анне случается влюбляться в неподходящих людей. Она так легко попадает под чары пустого обольстителя, который знает, как очаровывать женщин. Если заглянуть вперед и посмотреть, чем кончаются увлечения Анны, то кажется, что для нее было бы лучше не воспринимать своих поклонников всерьез, а просто радоваться тому, что есть, потом так же легко расставаться и иметь в старости нежные воспоминания. Нет, поначалу любовь Анны не остается без ответа, ведь ее собственное очарование так сильно, что и самый легкомысленный кавалер не на шутку увлекается. Человек, полюбивший Анну, бесконечно счастлив. Она тоже счастлива и в этом состоянии не замечает ничего и никого вокруг, ей уже нет дела до других людей – теперь весь мир для нее сосредоточился в нем одном.

Но что же потом? Почему ее любовь всегда заканчивается так печально?

Вспомните – ведь она замужем. Разумеется, полюбив, она стремится к милому человеку, но… Анна слаба, робка и совершенно не способна принимать решения. Когда дело касается серьезных, глубоких чувств, ей страшно даже обдумать положение, а уж тем более что-то предпринять. Если кто-то не сделает этого за нее, она так и будет жить в неопределенности и ждать, пока все само как-нибудь не решится. Пусть один из двоих мужчин возьмет это на себя и совершит какое-нибудь действие – или муж выгонит ее из дома, или любимый уведет ее с собой, и она подчинится этому решению. А если мужчины окажутся так же нерешительны, как она, то тайный роман так и будет тянуться до бесконечности, мучая всех, кто в нем участвует, как в рассказах Чехова «О любви» и «Дама с собачкой».

-

Да, очень может быть, что Анны – сами виновницы своих вечных страданий. Есть в них какая-то покорность судьбе и готовность переносить несчастья. Может, это вера в наказание за грехи? Как бы ни была счастлива Анна своей любовью, но, если она замужем, ее мучит стыд, и полное, свободное счастье кажется ей прекрасной мечтой, которая не может сбыться, а себя она считает дурной, недостойной женщиной, заслуживающей наказания. Иначе отчего говорит «Дама с собачкой» Анна Сергеевна такие слова: «Я никогда не была счастлива, я теперь несчастна и никогда, никогда не буду счастлива, никогда!» Разумеется, при таком убеждении она и правда никогда не будет счастлива. Анны удивительно терпеливы и способны выносить ужасную, совершенно беспросветную жизнь очень долго, но возможно, что и это – следствие их крайней нерешительности. Они лучше будут терпеть, пока терпится, чем что-либо предпринимать, опасаясь, как бы не вышло еще хуже.

-

Но вот страсти улеглись, все романы пережиты – Анна стареет. Но напрасно вы будете надеяться найти в ней теперь что-то вроде доброй бабушки, нежную заботливую мать, внимательную слушательницу и утешительницу несчастных. Сейчас она склонна брать, а не отдавать. И в молодости Анна была не прочь, чтобы о ней позаботились, теперь же она требует от домочадцев, да и всех вокруг, заботы, почтения и исполнения малейших ее желаний чуть ли не силой. Часто старые Анны эгоистичны и совершенно бесчувственны к чужим страданиям. Они тиранят родственников и могут быть жестокими к слабым, бедным и зависимым от них людям. Неудивительно, что таких женщин не любят и считают злыми (хотя, если постараются, то они могут очень легко приобрести расположение того, кто им нужен). У Анны не может быть любви из чувства долга, даже материнской. Детей у нее обычно мало – она сама так хочет, ведь дети приносят ущерб ее красоте и здоровью. Как мать, она чаще всего невнимательна, занята не детьми, а собой.

Бывают, конечно, и Анны любящими матерями. Ведь совсем без любви они не могут, и если ее больше не на кого направить, она достается детям: «В сердце ее отжили все чувства, кроме одного – любви к сыну, и оно жарко ухватилось за этот последний предмет. Не будь его, что же ей делать? Хоть умирать». (И.А. Гончаров, Обыкновенная история). И именно сын чаще всего бывает для Анны таким «последним предметом», именно для сына она может стать преданной, обожающей матерью. Мать будет опекать его и угождать изо всех сил. Она будет говорить шепотом и ходить на цыпочках, когда он спит, сама уложит ему чемоданы, если он куда-то едет, а когда ждет его возвращения, не ест и не спит, а все смотрит на дорогу. Она будет унижаться и ездить по богатым родственникам, выпрашивая для него разных благ, как Анна Михайловна Друбецкая для «обожаемого Бореньки» (Л.Н. Толстой, Война и мир), она строго следит, с какими он встречается девушками, стремясь спасти его от неподходящей женитьбы, и своими руками приведет ту, которую сочтет достойной. Но душевного взаимопонимания с сыном у нее опять-таки нет, она его попросту не знает, как человека. Она видит только внешние проявления его жизни и старается обеспечить именно их.

-

Да, видимо, лишь в делах сердечных Анна так слаба, беззащитна и неспособна к решительным действиям. Если речь идет о ее материальных интересах или, скажем, о сыне, тут она своего не уступит. Но к чему же она стремится, к чему ведет вся эта деятельность, чего она хочет для себя? Да все того же: достаток, комфорт, домик-«игрушечка», спокойное течение жизни по наезженной колее, с маленькими радостями и приятными гостями. И покой, мир и покой прежде всего. Идеал обыкновенный, общечеловеческий, и часто она его добивается. Анне не тесно, не скучно в этих рамках, она счастлива, ничего больше ей не нужно, она не стремится, как Мария, к широкой деятельности. И что интересно, она кажется счастливее именно тогда, когда никого не любит: страсти слишком действуют на нее, страшат, волнуют и приносят одни страдания. Так странно: ждать любви, мечтать о любви, но быть счастливой, лишь когда ее нет.

Ну вот, пожалуй, и все об Аннах. Надеюсь, этот обзор поможет лучше узнать эти удивительные существа и лучше понимать самих себя, если в вас есть сходство с характером Анны, обрисованным русскими писателями.



КАТЕРИНА



Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета.

Н.С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда.



Эти слова сказаны о Катерине. Мы будем называть ее именно таким, народным вариантом имени, как обычно и зовут их в русской литературе – не Екатерина, а Катерина. Характер героини очерка Лескова действительно в высшей степени запоминающийся, необычайно сильный, и таких в русской классике много. Катюша Маслова, Катерина из «Грозы» А.Н. Островского - «луч света в темном царстве», а в произведениях Достоевского вообще множество Катерин, он прямо-таки воспел Катерину, как Пушкин – Марию. Видимо, это имя подходит к тем сильным страстям, которые он описывал.

-

Жизнь маленькой Кати в родительском семействе наполнена всеобщей любовью и удовольствиями. Она растет здоровой и красивой, имеет все самое лучшее, получает прекрасное воспитание, ей многое прощают. Так и выходит, что детство и девичество Катерина потом всегда вспоминает как самое счастливое время. Вкус же к удовольствиям и поклонению людей остается у нее и в дальнейшем. Этот шумный, бойкий и непослушный ребенок не очень любит учиться и много времени проводит в подвижных играх. Катя веселая, смелая и очень уверенная в себе. Она не может быть одна, и у нее всегда есть друзья и подруги, которыми она, как правило, верховодит и имеет на них большое влияние. А еще она очень склонна к приключениям и тайнам.

-

Итак, сильный характер и горячий темперамент Катерины проявляется уже в детстве. Нетрудно представить, какой она вырастет. Проходят годы, и мы видим бойкую, красивую и нарядную девушку. Ее по-прежнему обожают дома, зовут все так же Катей или Катенькой, иногда на английский манер, Кэт или Кити, что на ее характере существенно не сказывается. Выйдя в общество, Катерина и тут сразу оказывается в центре внимания. Катя нравится всем и сразу, ее просто нельзя не заметить, и она любит нравиться. Это какое-то притяжение красоты и мощной энергии сильной, яркой, излучающей личности Катерины, ведь ее стихия – Огонь. Хоть она и настоящая благородная барышня с безупречными манерами и прекрасным воспитанием, но в обращении ее нет притворства и кокетства. Она пряма, проста, естественна, весела, бывает даже насмешливой, и без всякой застенчивости. Кроме того, Катя гордая и властная, знает, чего хочет и что ей нужно от людей, и этого, как правило, добивается. А часто она еще и богатая невеста, дом ее отца – один из самых лучших и гостеприимных. Не удивительно, что Катя самая популярная девушка своего круга или города. И поскольку в этой роли девушка окружена вниманием и чувствует себя прекрасно, она вовсе не стремится замуж, как Анна. Ей хорошо и дома, и в обществе.

А вот и портрет Катерины, например, такой. «А она была очень хороша: стройная, грациозная, словно вся выточенная… с тонким профилем прелестного лица, главным украшением которого были большие, черные, блестящие глаза. …Глаза смотрели серьезно и обличали характер. Гладко зачесанные назад черные волосы моложавили ее лицо, придавая ему что-то детское». Это очень типичное описание - тут есть почти все, чем отличается настоящая Катерина.

Действительно, в ее внешности выделяются прежде всего глаза - яркие, сверкающие, большие. Фигура ее, как и полагается огненному существу, легкая, стройная, даже до худобы, с очень тонкой талией, может быть и высокого роста, и миниатюрной. Глаза и волосы чаще черные, но есть и другой тип очень красивых белокурых Катерин с ясными голубыми глазами и чистым детским выражением лица. Волосы густые и длинные, часто с выбивающимися на лоб кудрями, но прическа проста, удобна, и ее обычно не видно. У Кати точеный нос, небольшая красиво поставленная голова, длинная шея, изящные руки и ноги. Движения ее быстрые и энергичные, и ходит она тоже быстрым, широким шагом. Катерина сильна физически, вынослива и обладает

хорошим здоровьем.

Теперь рассмотрим характер Катерины. Первое, что хочется о ней сказать – сильная, в этом она похожа на Марию. Катерина никому не подчиняется, наоборот: «Она не могла постигнуть, как может быть что-нибудь иначе, нежели как бы она захотела». В ней есть, конечно, стремление к власти, но еще больше – к свободе. Но стихия ее не Земля, как у Марии, а Огонь – страстная, горячая. Поэтому Катерина гораздо более открыта и активна, она не держит эмоций в себе, а выражает их сразу. Она очень решительна и нетерпелива, не может ждать, а стремится действовать, куда-то бежать - что угодно, но только делать. Катерина вспыльчива, может сгоряча наговорить чего-нибудь обидного, точнее, даже накричать и поссориться с самыми близкими людьми, но потом тут же помириться.

-

Умна ли Катерина? Безусловно, да. Ум у нее не книжный, а практический. Катерина прекрасно разбирается в людях, денежных вопросах и в жизни вообще – это одна из ее главных способностей.  Работа ума, жизненный опыт и практичность в сочетании с честностью и решительностью позволяет Катеринам распутывать самые сложные вопросы. Всяческая же отвлеченная умственность, книжная ученость Катеринами не очень уважается, как вещь бесполезная для жизни и даже мешающая. Скажем, Катенька (Л.Н. Толстой, Юность), ничего не понимает в таких высоких материях, как политика или чему учат в университете – ей это просто не нужно, неинтересно, она не столкнется с этим в жизни. Но все это не делает Катерину глупой, просто у нее другой ум.

-

Обычное состояние Кати – наслаждение жизнью. Она полностью погружена в реальность и находит радость в самых простых вещах. Она создана для счастья, которого для нее никогда не бывает слишком много, «чем лучше, тем натуральнее». И уж все, что может быть придумано для веселья, удовольствия, удобства и красоты, Катерина принимает несомненно как то, что она должна иметь. Именно этим привлекает ее жизнь в обществе: «Я все люблю. И оперу, и театр, и балы. Особенно балы. Больше всего я люблю танцы и толпу». Стихия толпы, праздника, веселый разговор и всеобщее восхищение – вот что ей нужно.

Деньги у Катерины есть всегда. Непременно найдется человек, который ее обеспечивает: сначала это отец, потом муж (он богат или потом разбогатеет). А может быть, ее брат женится на миллионерше и поделится капиталом, или она получит наследство от отца,  от какой-нибудь бабушки, тетушки… А если деньги есть, она их безудержно тратит. Это она умеет как никто – ведь деньги означают для нее те жизненные удовольствия, которые она так любит.

И не только деньгами мужчин Катерины пользуются без всякого стеснения. Они с удовольствием принимают любую помощь и услуги от окружающих, очень довольны, когда люди предлагают это сами, но не прочь и попросить. Иногда, особенно в пожилом возрасте, Катерины могут и не замечать, что обременяют кого-то своими делами. Согласие они воспринимают как должное, а отказ их по-настоящему обижает и возмущает.

-

Истории любви Катерины особенно раскрывают ее характер  – здесь она, как никогда, решительна, горда, честна и проницательна. Но она не однолюбка, как Анна – перед настоящей, сильной любовью у Кати проходят несколько несерьезных романов, просто флирт для собственного удовольствия. Юная Катерина не видит ничего стыдного и плохого в том, что ее кто-то любит, ей нравится чувствовать, что он в ее полной власти, и такие поклонники для собственного удовольствия у нее не редкость. Но вот Катерина полюбила. Она не будет долго сдерживать себя и противостоять своей страсти. А страсти у Катерин настоящие, мощные, всепоглощающие в полном смысле слова. Если она полюбила, вся ее жизнь в этом и все остальные интересы забыты. Здесь Катерина сама подчиняется полностью и ради любимого человека сделает все, пойдет против родных, общественного мнения, даже против закона, «в огонь, в воду, в темницу и на крест». Но такая самоотдача и поглощенность любимым человеком странным образом сочетается с лидерской ролью во взаимоотношениях. Ей ничего не стоит не только первой начать делать шаги навстречу, но и полностью направлять весь ход романа.

-

Что интересно, в любовных историях вокруг Катерины почему-то происходит повышенное количество преступлений. Сопернице ее почти наверняка не жить, если это так называемая счастливая соперница, хотя таковые вообще редки – чаще сама Катерина уводит у кого-то мужчин. Но если увели у нее… Разлучница гибнет, хотя вовсе не от ее рук, за исключением случая с Сонеткой, которую утопила Катерина Львовна Измайлова, погибнув при этом сама. Другие никого не убивали, это просто случалось через некоторое время. Вот красавица Катря (Марко Вовчок, Три доли) узнает, что ее жених влюблен в некую молодую вдову. От свадьбы Катря отказывается тут же и идет в монастырь, а позже вдову находят убитой, и ее несчастного поклонника берут под суд (он оказывается невиновным). Так же сбежавший от Катерины Ивановны к Грушеньке Митя Карамазов попадает под суд за убийство отца, и так же без вины. Тем не менее счастья им с Грушенькой уже явно не будет, и оба считают, что погубила их «роковая Катя». Всем известно, что случилось с Анной Карениной, а с чего все началось? Ведь Кити первая была влюблена во Вронского и считала его уже своим женихом, и потом, даже выйдя благополучно замуж, Анну не любила. Конечно, вины Кити ни в чем нет, но закономерность подтверждается – своим счастьем Анна наслаждалась недолго. Даже кроткая  Екатерина Дмитриевна из «Хождения по мукам» имеет на своем счету погибшую соперницу, революционерку Марусю, которой ее муж увлекся в разгаре гражданской войны. Сама Катя ничего об этом не знала, и понятно, конечно, что война и революция мало кого щадят, но Маруся погибла, а Катя и Рощин уцелели и встретились. И наконец, самый страшный случай – из романа А.А. Вербицкой «Ключи счастья». Молодой помещик Николай Нелидов женился на соседке Кате, будучи уже влюбленным в богемную танцовщицу Маню. Преодолеть свою страсть он не смог, но не мог  и бросить Катю. В результате, когда Маня приехала посетить свой родной край, и влюбленные встретились, ничего больше им не оставалось, как обоим застрелиться.

-

Если Кате самой предоставлен выбор мужа, он в основном удачен. Она знает о человеке то, чего он и сам в себе не подозревает: можно ли на него положиться, умен ли он, будет ли она им руководить, насколько сильна была его предыдущая любовь и так далее. И потом, в семейной жизни Катерина старается найти верный подход к мужу, всегда точно знает, что ей делать, так что жизнь супругов складывается хорошо. Жена из Кати выходит такая, что лучше не бывает. Она очень практична и прекрасно ведет хозяйство, уделяя внимание каждой мелочи. Муж любим и уважаем абсолютно, ему хорошо в семье, а самое главное, жена его понимает, чуть ли не читая его мысли, видит его интересы и желания, верит в него, что помогает ему добиться успеха. При этом Катерина не ставит мужа выше себя – они равны, а иногда она даже оказывается более сильной, стойкой и мудрой. Так что часто даже в молодости, в самом начале супружеской жизни Катя отчасти руководит мужем. К старости, когда любовь проходит, это может превратиться в полную тиранию.

-

Нечего и говорить, что имя Катерина, такое модное сейчас, очень подходит к нашему времени. С той активностью, практическим умом, стремлением жить настоящим, независимостью и силой характера, которую оно дает своей обладательнице, успех ей обеспечен. Вперед, Катерины! Будьте счастливы и пользуйтесь своими прекрасными качествами, а мы идем дальше.



Следующие главы: Елизавета. Софья. Наталья.

Заинтересованных в опубликовании прошу обращаться по телефону: 8-3472-550916, Уфа, Елена Колесникова.



Hosted by uCoz